[:kk][bt_section layout=”boxed” top_spaced=”topExtraSpaced” bottom_spaced=”bottomSpaced” skin=”dark” full_screen=”no” divider=”no” back_image=”6411″ back_color=”” back_video=”” video_settings=”” parallax=”0.1″ parallax_offset=”” el_id=”” el_class=”” el_style=”” vertical_align=”btBottomVertical” animation=”” animation_back=”” animation_impress=””][bt_row][bt_column width=”1/1″ align=”left” vertical_align=”inherit” border=”no_border” cell_padding=”default” animation=”no_animation” text_indent=”no_text_indent” highlight=”no_highlight” background_color=”” transparent=”” el_class=”” el_style=”” background_image=””][bt_header superheadline=”XI NIS Халықаралық Ғылыми-тәжірибелік Конференциясы” headline=”Жүзден жүйрік спикерлер” headline_size=”medium” dash=”bottom” subheadline=”” el_class=”” el_style=””][/bt_header][/bt_column][/bt_row][/bt_section]
Марит Ховейд
Педагогика және мұғалімдерді оқыту – оқыту үдерсініде рефлексивті тәсілдемені қолдану
Бұл презентацияда мен оқытуға – осы жерде және қазір болып жатқан жағдайға ретінде қараймын. Оқыту дегеніміз мұғалімдер мен оқушылардың сабақтағы қарым-қатынасы. Сабақ беру оқумен әрқашан тығыз байланыста болады. Осы баяндаманың сұрағы осындай: Неге оқыту үдерісіндегі пәндік білімге баса назар аудару адамдардың бір-бірінен алшақтатуға әкелуі мүмкін?
Баяндаманың басында Норвегиядағы педагогикалық білім беру туралы қысқаша айтылады. Сонымен қатар бастауыш және орта мектептерде жұмыс жасайтын барлық мұғалімдерге арналған магистрлік дәрежесі бар төрт жылдық бағдарламаны бес жылдық бағдарламаға қайта құру туралы ақпарат беріледі. Мен осы реформаның мұғалімдерге тигізетін әсеріне тоқталамын. Қазір (жалпы) мұғалімнің, бірнеше пәндер бойынша оқыту қабілетіне («allmenn»), қарамайды. Қазір оларға пәндік білімнің өкілдеріне ретінде қарайды. Педагогикалық біліміндегі даму одан әрі «Fagfornyelsen» деп аталатын білім беру бағдарламасын реформалаумен байланысты – бұл бастауыш мектептен бастап жоғары мектепке дейін мектеп жүйесіндегі барлық пәндердің жаңартылуы.
Баяндаманың соңғы бөлімінде мен оқытудың осы жерде және қазір болып жатқан үдеріс екенін түсіну маңыздылығын атап өтемін. Мен мұғалімдерге оқу бағдарламасына байланысты пәндік білімдерді көбірек беру (әлеуметтік-экономикалық) деп аталатын білім деңгейінің жоғарылауының кепілі емес екендігіне сенімдімін.
Мұндай (инструментальды) ойлау экономикалық модельге негізделеді, оның ішінде білім әрқашан өздігінен бастама болатыны ұмытылып кетеді. Оқу іс- әрекеті ретінде назар аудару барысында мен мұғалім іс-әрекеттің оқушыларға және пәндік білімге қатынасы қандай күрделі екенін атап өткім келеді. Оқыту қарапайым «кіріс-шығыс» үлгісіне түспеуі үшін осы мәселені әрдайым шешу керек.
Дұрыс педагогикалық білім беру өте маңызды – мұғалімге тек пәнді оқытуға ғана емес, сонымен бірге оқушыларды тәрбиелеу, дамыту және оқу үдерісіне тартуға мүмкіндік беретін педагогикалық (немесе дидактикалық) білім беру қажет. Өкінішке орай, «көбірек (мазмұнды) білімге» басымдық берген кезде бұл жағдайға мән берілмейді.
[:ru][bt_section layout=”boxed” top_spaced=”topExtraSpaced” bottom_spaced=”bottomSpaced” skin=”dark” full_screen=”no” divider=”no” back_image=”6411″ back_color=”” back_video=”” video_settings=”” parallax=”0.1″ parallax_offset=”” el_id=”” el_class=”” el_style=”” vertical_align=”btBottomVertical” animation=”” animation_back=”” animation_impress=””][bt_row][bt_column width=”1/1″ align=”left” vertical_align=”inherit” border=”no_border” cell_padding=”default” animation=”no_animation” text_indent=”no_text_indent” highlight=”no_highlight” background_color=”” transparent=”” el_class=”” el_style=”” background_image=””][bt_header superheadline=”XI Международная научно-практическая конференция” headline=”Инноваторы в образовании” headline_size=”medium” dash=”bottom” subheadline=”” el_class=”” el_style=””][/bt_header][/bt_column][/bt_row][/bt_section]
Марит Ховейд
Педагогика и обучение учителей – рефлексивный подход к преподаванию
В этой презентации я рассматриванию преподавание, как нечто, происходящее здесь и сейчас, в классе, где присутствуют учителя и обучающиеся. Преподавание как процесс всегда тесно связано с обучением и наоборот. Вопрос, вокруг которого будет построено обсуждение, заключается в следующем: Почему акцент на предметных знаниях в процессе преподавания может привести к отчуждению друг от друга в процессе обучения?
В начале презентации будет кратко представлена тема педагогического образования в Норвегии и текущей реорганизации четырехлетней программы в пятилетнюю с обязательной степенью магистра для всех учителей, работающих в начальной и средней школе. Я сосредоточу внимание на том, какое влияние это может оказать на учителей, на которых сейчас больше смотрят как на представителей предметных знаний, а не на учителя в общем (“allmenn”) – того, кто ответственен за преподавание в нескольких предметных областях (в зависимости от уровня класса). Развитие в педагогическом образовании далее связано с “Fagfornyelsen” (обновление всех предметов) – реформой куррикулума, которая в данное время происходит по всей школьной системе от начальной до старшей школы.
В последней части презентации я подчеркну, почему важно понимать, что обучение – это процесс, происходящий здесь и сейчас. Я утверждаю, что предоставление преподавателям большего объема предметных знаний, связанных с учебной программой, ориентированной на более глубокое понимание предмета, не является гарантией повышения так называемого (социально-экономического) эффекта образования. Такой (инструментальный) способ мышления основан на экономической модели, которая обычно забывает, что образование – это всегда что-то большее, это само по себе начинание. В моем представлении обучения как процесса стоит подчеркнуть, насколько сложны и многогранны действия учителей по отношению к учащимся и предметным знаниям. Необходимо всегда учитывать эти тонкости, чтобы обучение не сводилось к простой модели «затраты-выпуск». Важно обучать педагогическому образованию – давать такие педагогические (или дидактические) знания, которые позволяют учителю не только обучать предмету, но и воспитывать, развивать, и вовлекать учащихся в образовательный процесс. К сожалению, зачастую этим пренебрегают, когда ставят в приоритет потребность в «большем (предметном) знании».
[:en][bt_section layout=”boxed” top_spaced=”topExtraSpaced” bottom_spaced=”bottomSpaced” skin=”dark” full_screen=”no” divider=”no” back_image=”6411″ back_color=”” back_video=”” video_settings=”” parallax=”0.1″ parallax_offset=”” el_id=”” el_class=”” el_style=”” vertical_align=”btBottomVertical” animation=”” animation_back=”” animation_impress=””][bt_row][bt_column width=”1/1″ align=”left” vertical_align=”inherit” border=”no_border” cell_padding=”default” animation=”no_animation” text_indent=”no_text_indent” highlight=”no_highlight” background_color=”” transparent=”” el_class=”” el_style=”” background_image=””][bt_header superheadline=”XI NIS International Research-to-Practice Conference” headline=”Inspirational Speakers” headline_size=”medium” dash=”bottom” subheadline=”” el_class=”” el_style=””][/bt_header][/bt_column][/bt_row][/bt_section]
Marit Hoveid
Teaching and Teacher Education – a reflexive approach to teaching
In this presentation I will address my concern for teaching as something acted out in the here and now, in classrooms, where teachers and students are present. Teaching as an act is always closely connected with learning and vice-versa. The question this presentation seeks to discuss is: Why does an emphasis on the subject knowledge risk moving teaching away from relations to the other in the act of teaching?
I will start with a short presentation of teacher education in Norway and the current reorganization of a 4-year program to a 5-year program with a master’s degree for all teachers working in primary and secondary education. I will focus the impact this may have on the teachers who are now more looked upon as representatives of the subject knowledge they teach, rather than an “allmenn” (general) teacher – one with responsibility for teaching in several subject areas (depending on grade level). This development in teacher education is further linked to a curriculum reform called: “Fagfornyelsen” – meaning renewal of all subjects, which is happening across the whole school system from primary to upper secondary.
In the last part of the presentation I will highlight the importance of thinking teaching as an action, happening in the here and now. I will argue that to provide teachers with more subject knowledge connected with a curriculum that highlights the need for a deeper understanding of subject areas is no guarantee that the so called output (socio-economic) of education is enhanced. This kind of (instrumental) thinking is based on an economic model which usually forgets that education is always also about something more, as an undertaking in its own right. In my focus on teaching as an act, I want to highlight how teacher-actions in relation to students and subject knowledge is complex. This requires a need to always address this complexity so that teaching is not reduced to a simple input-output model. The kind of pedagogical (or didactical) knowledge a teacher needs to embody in order to act and judge reasonably in front of the other in education can be trained in teacher education – but it is often neglected when the need for “more (subject) knowledge” is asked for.
[:]