The August pedagogical conference

Results and prospects of training in Intellectual schools: new needs, new opportunities

August 18-19, 2017

Results and prospects of training in Intellectual schools: new needs, new opportunities

Abstracts from the report of K. Shamshidinova at the August conference of teachers of Nazarbayev Intellectual schools

В мае текущего года состоялось заседание Высшего Попечительского Совета с участием Главы Государства Н.А. Назарбаева, на котором представлены результаты деятельности Назарбаев Интеллектуальных школ за последние годы.

Президентом страны дано поручение о переходе на новый этап устойчивого развития и подготовке Стратегии до 2030 года для обеспечения высокого качества предоставляемых образовательных услуг и трансляции опыта в систему образования страны с учетом глобальных тенденций и особенностей быстро меняющегося мира.

Потребность в изменении образования прослеживается через всю историю индустрии. Если  в ранние периоды индустриализации происходила передача от человека к машине мастерства и трудовых процессов, затем передача разумных способностей, то сегодня стало реальностью создание искусственного интеллекта, что требует от человека совершенно новых навыков.

Быстрые и масштабные изменения в экономике требуют от человека системного мышления, межотраслевой коммуникации, управления проектами, программирования, многоязычности и многокультурности, навыков художественного труда и клиентоориентированности.

Учитывая происходящие изменения, мнения современных экспертов  в области образования, мы должны постоянно исследовать содержание нашей образовательной программы, чтобы дать учащимся возможность формировать навыки, необходимые для профессионального, общественного и личного успеха.

Исследования Всемирного экономического форума в 91 стране мира показали, что  наряду с   развитием  математической,  читательской грамотности у детей необходимо развивать навыки ИКТ, финансовой, культурной и гражданской грамотности, компетенции и характер учащихся.

 

Мировой рынок образовательных услуг в связи с ситуацией в международных отношениях (войны, терроризм, миграция) и возрастающим акцентом на природные изменения (катаклизмы, глобальное потепление) ориентирован на развитие глобальной гражданственности у детей.

Изменения происходят и в глобальной социальной сфере. Международная организация по миграции  сообщает, что за последние несколько лет общее количество мигрантов увеличилось с 152 миллионов в 1990 году до 244 миллионов в настоящее время. За последние 15 лет число  мигрировавших в зарубежные страны, выросло на 41%. В 2015 году более 700 тыс. резидентов не европейских стран получили гражданство в европейских странах.

Учитывая данные факты, надо признать, что существует необходимость  воспитания граждан, понимающих глобальные проблемы и умеющих решать их, готовых к  активной  роли и определенному вкладу в построение мирного, толерантного, инклюзивного и безопасного мира для взаимодействия с другими людьми.

 

Еще одним фокусом в образовании является развитие глобальных компетенций у учащихся. Знания будут продолжать играть ключевую роль в жизни человека, но все более важными становятся  междисциплинарные универсальные знания, умения и навыки. Согласно аналитическим данным, через пять лет 35% навыков, считающихся важными в настоящее время, изменятся, так как развитие технологий приведет к исчезновению одних  видов  работ и  появлению новых направлений.

Ведущие эксперты прогнозируют к 2025 году бум сервисной и персональной робототехники, а значит, потребуются десятки ты­сяч специалистов новой формации. Самой востребованной специальностью после 2025 года будут программисты-робототехники. Начинать ос­ваивать новые профессии нужно уже сейчас, чтобы и у наших  учащихся формировались инженерные навыки на этапе обучения в школе.

Критически важно готовить детей к возрастающему воздействию цифровых технологий на повседневную жизнь,  развивать цифровой интеллект.

По данным специалистов в 2020 году цифровая вселенная достигнет 44 зетабайтов, что в 10 раз выше, чем в 2013 году. Ожидается, что к 2025 году 46% мировой экономики будет находиться в цифровой среде.

Воспитание цифровых компетенций у детей должно начинаться с формирования гражданских ценностей и идентичности в цифровом мире, ведущих к практическим навыкам для готовности к работе и позитивной социальной коммуникации. И с этой позиции нам надо пересмотреть учебные программы по информатике.

Важной концепцией в образовании становится идея «учащиеся как агенты изменений» для признания учащихся в качестве ключевых «партнеров», имеющих право голоса в процессе развития образования.

Выпускники и учащиеся Интеллектуальных школ являются обязательными участниками мониторинга содержания и реализации  образовательной программы и качества организации образовательного процесса.

Выпускники отмечают, что важными навыками для обучения в университете являются коммуникативные навыки, умение  выражать и объяснять идеи ясно и четко, свободно выражать свои мысли на трех языках, критически оценивать информацию, работать самостоятельно, не полагаясь на помощь  других, и эти навыки они получили в Интеллектуальной школе.   При этом требуют лучшего  развития навыки решения  задач методами программирования и технологии тайм-менеджмента.

Наша образовательная программа охватывает Казахстанский стандарт среднего образования, общепризнанные, пользующиеся успехом во всем мире программы IB, A-level, покрывает международные экзамены SAT, NUFYP и соответствуют 4 уровню МСКО, а выпускники общеобразовательных школ — 3 уровню.

Я думаю, что  в целом мы двигаемся в правильном направлении. Это подтверждает успешное прохождение нашими школами международной аккредитации. Кроме того,  это подтвердили  учащиеся специализированной школы при МГУ, которые в течение 10 дней проходили обучение на базе Интеллектуальной школы ХБН г.Алматы и отметили совершенно иной подход в организации уроков, чем в их школе, направленный на развитие практических навыков, критического мышления, языковых компетенций.

Мы являемся участниками рабочих групп ЮНЕСКО и ОЭСР по содержанию образования и постоянно совершенствуем Образовательную программу с учетом вышеперечисленных тенденций развития образования в мире, мнения учеников, учителей и потребностей общества. Вносимые изменения не происходят бездумно в погоне за новомодными трендами, процесс проведения мониторинга построен на исследовательском подходе.  Основное ядро программы, фундаментальные основы, сопоставимые с международными программами, сохраняются. На основе нашей программы разработаны стандарты образования для страны.

Образовательная программа Интеллектуальных школ стала казахстанским продуктом, вызвавшим интерес у педагогического сообщества различных регионов России. Наступило время получения международного признания. Для работы с международными организациями по признанию (UK NАRIC, NUFFIC, ANABIN) принято решение об изменении названия Интегрированной образовательной программы на «Образовательная программа Назарбаев Интеллектуальных школ» — NIS-Рrogram.

Признание позволит получить официальное подтверждение о сопоставимости нашей программы и оценивания с международными квалификациями и попасть в базы данных, которые содержат информацию о программах и квалификациях организаций образования более 100 стран мира. К этим базам имеют доступ ведущие университеты зарубежных  стран. Заключение о сопоставимости нашей  программы с международными квалификациям поможет поддержать учащихся Интеллектуальных школ при поступлении в  вузы.

Успешность освоения содержания образовательных программ во многом зависит от системы оценивания. Мы создали комплексную систему оценки качества образования от конкурсного отбора до выпускных экзаменов.  Для устойчивого развития необходимо ее дальнейшее  совершенствование.

В 2019 году в Интеллектуальные школы будут поступать учащиеся 6 классов общеобразовательных школ, обучающиеся по новым учебным программам, ориентированным на развитие навыков широкого спектра. Это потребует пересмотра конкурсного отбора учащихся в 7 классы.

За период с 2013 года в конкурсном отборе для поступления в наши школы приняли участие более 65 тыс. претендентов, из них более 17 тыс. — в 2017 году.

Увеличение количества претендентов требует оптимизации и автоматизации процедур. Для совершенствования отбора мы планируем  ежегодное проведение пробного тестирования для 10 тысяч участников. Мы его проводим в первую очередь для   оценки эффективности и надежности обновленного формата конкурсного отбора учащихся.

Центру педагогических измерений необходимо  сертифицировать систему конкурсного отбора по международной системе EFPA по оценке качества теста.

Согласно данным Всемирного банка, один из «секретов» образовательных систем, показывающих лучшие результаты (Финляндия, Сингапур и Япония) — в уверенности, что каждый ребёнок способен учиться и быть успешным независимо от того, откуда он и где именно ходит в школу. Поэтому оценивание должно осуществляться так, чтобы способствовать успеху всех и каждого.

Для оценивания учебных достижений учащихся используется критериальное оценивание.

Оно   кардинально изменило подход к преподаванию и обучению. Теперь каждый ученик имеет возможность самостоятельно оценивать себя, оценивать и предоставлять обратную связь другим. Родители и ученики понимают, за что выставляются и как формируются оценки.  Это позволяет формировать навыки в  соответствии с теми общемировыми тенденциями, о которых я уже говорила. Задача учителей соблюдать концепцию, процедуру оценивания. Ценность — не оценка, а обучение.

Реализация «NIS Program» требует расширения фокуса оценивания. Необходимо  нучиться объективно измерять, предоставлять информацию и отслеживать развитие «сложных» комплексных навыков. Это расширит границы оценивания в практике учителя и увеличит положительное влияние оценки не только на академический  потенциал каждого ученика, но  личностное развитие. Мы понимаем, что над оцениванием  «сложных» комплексных навыков только начинают работать ОЭСР и ЮНЕСКО, и ЦПИ необходимо быть вовлеченными в эти процессы.

Одним из путей достижения качественного оценивания будет цифровая трансформация всех процедур: разработка и экспертиза инструментов оценивания, проведение и обработка его результатов, что  позволит работать с большими объемами данных, проводить аналитику и предоставлять актуальные рекомендации каждому ученику, т.е. формировать его траекторию обучения и оценивания.

Мы продолжим обучение учителей по критериальному оцениванию.

Приведу один из ответов учащегося 7 класса школы г.Актобе,  полученных в исследовании результатов внедрения критериального оценивания:

«Мы анализируем свои оценки, что мы не сделали, чтобы достичь цели, какие дескрипторы были не выполнены.

В этой школе учителя  смотрят именно на  то, как ты сдал. Когда ты получаешь хорошую оценку, ты испытываешь более классные эмоции, более приятней, когда ты целый год старался получить более высшую оценку, и ты воспринимаешь это как свою победу». И таких отзывов не мало.

Для итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы внедрена и успешно функционирует система внешнего суммативного оценивания, сопоставимая с международными стандартами A-level, AS-level и IGCSE.

Цифровая модернизация системы образования, появление на рынке труда новых специальностей, имеющих междисциплинарные научные направления, требуют оптимизации содержания и процедур экзаменов путем использования симуляторов и виртуальной среды.

Программная статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» обозначила новые приоритеты и главные ориентиры в воспитании подрастающего поколения.

В Интеллектуальных школах реализуются социальные проекты и практики, направленные на изучение истории,  культуры и традиций своей  страны, современных достижений Казахстана, уважение предков, сотрудничество.

Мы предлагаем по итогам пятилетней реализации проекта «Туған елге тағзым» разработать маршруты по каждой области для изучения  экономических особенностей, историко-культурного наследия, природных богатств и создать электронную копилку людей, внесших вклад в развитие региона с представлением отчета  этой работы в конце учебного года.  Одно из таких отчетных представлений «Ұлы дала мұрагерлері», отражающее лучшие  творческие направления деятельности  учащихся, мы провели в феврале. И эту практику мы будем продолжать.

Сегодня в мире на фоне усиления экономической турбулентности происходит глобальная девальвация традиционного института семьи и семейных ценностей. Как показывает опыт,  это влияет на образовательный процесс в целом.  Поэтому на первый план выходят вопросы интеграции семьи и школы. Испокон веков в нашей стране семья занимала высокое и  почетное место. Дети нуждаются в поддержке со стороны родителей, а родители должны реально включаться в работу по воспитанию  граждан своей страны. Семью,  как основу общества, необходимо вовлекать   во внеурочную деятельность школ.

Каждая школа должна использовать максимально свои возможности для вовлечения родителей  в учебно воспитательный процесс. Например, родительские комитеты школ  могут организовать совместные с детьми кружки  по интересам, велосипедные прогулки, спортивные занятия на тренажерах  по вечерам на базе наших школ и поделиться этим  опытом.

Организация каникулярного времени учащихся — вопрос, требующий внимания прежде всего семьи. Важно использовать этот период как для отдыха детей, так и для получения ими новой информации. Для этого мы используем потенциал летних школ, предоставляющих отдых и обучение в поддержку образовательной программы. Интеллектуальные школы будут продолжать организацию участия в летних школах учащихся из социально уязвимых семей. Для всех остальных учащихся эту работу должны организовать сами родители.

В этом году проведены Летние школы  с участием специалистов Центра талантливой молодежи Университетов Джонса Хопкинса,  Стэнфорда, Колумбийского по лучшим программам зарубежных вузов.

Одним из показателей устойчивости развития организации образования являются результаты учащихся.

Выпускники 10 класса 19 Интеллектуальных школ сдавали внешние экзамены, сопоставимые с международным экзаменом IGCSE. Наблюдается положительная тенденция роста показателей по предметам: «Математика», «Физика», «Химия», «Информатика», «Казахский язык как первый язык» и «Английский язык».

По сравнению с 2016 годом доля учащихся с оценками А*,А,В,С увеличилась по математике – на 17,8%, физике – 14,6%, химии – 2,6% и информатике – 23,5%, казахскому языку как первому языку – 31,2%, английскому языку – 6,3%.

Доля наших учащихся, получивших  оценки  А*,А,В,С по математике биологии, химии, английскому языку выше, чем в целом в мире.

90 выпускников  Интеллектуальной школы г.Астаны  успешно сдали независимые экзамены Международного Бакалавриата по Дипломной программе.

Из них  88,9% (80) получили Диплом Международного Бакалавриата, в то время как в мире в 2016 году обладателями Диплома МБ стали только 79,3% кандидатов, для которых английский язык является родным, в отличие от учащихся Интеллектуальной школы.

53 (58,9%) выпускника набрали баллы, достаточные для поступления на 1 курс НУ, минуя Foundation.

Каждый четвертый (24,4%, 22)  имеют баллы, достаточные для поступления в ТОП-100 университетов мира.

3 учащихся показали очень высокие результаты (40 баллов и более из 45) и могут поступать в такие ведущие зарубежные университеты, как Гарвард, Принстон, Кембридж и другие.

В прошедшем учебном году выпускники 4-х Интеллектуальных школ сдали экзамен IELTS. Для учащихся школ гг. Алматы, Актау и Петропавловска экзамен был проведен впервые и средний балл составил -5,9 баллов. Учащиеся Интеллектуальной школы г. Астана показали наилучший результат за все 5 лет – 6,9 баллов, каждый пятый выпускник набрал 7 баллов и выше, каждый второй- 6 баллов и более.

120 выпускников по желанию  сдавали  экзамен SAT. Общий средний балл составил 1223 балла из 1600 возможных. Этого достаточно для поступления в лучшие американские вузы.

6 учащихся 11 класса школы фмн г. Алматы сдали SAT на максимальный балл 800: Турганбай Алишер по физике, Келис Адия по математике, Батабеков Адиль, Рысбекова Шерали, Жакежанов Али по математике и физике, Ахмет Гулдана по математике, физике, химии. Согласно статистике 800 баллов по двум предметам набирает 1 человек из двух тысяч сдающих, по трем – один из десяти тысяч сдающих.

Учащиеся Интеллектуальных школ успешно выступают на престижных международных  и республиканских предметных олимпиадах и конкурсах научных проектов, соревнованиях по робототехнике, показывая высокую конкурентоспособность.

Так, ученик 11 класса школы ФМН г.Алматы Қажымұрат Ақназар завоевал Золотую медаль на 48-й Международной физической олимпиаде  в Индонезии.

Учащийся 12 класса школы г.Талдыкорган Моргунов Антон завоевал золотую медаль на 49-й Международной олимпиаде по химии  в Таиланде.

Учащийся 10 класса школы г. Павлодар Туленов Дияр награжден золотой медалью, Ибраев Тенгиз учащийся 12 класса школы г. Семей — бронзовой медалью по физике на XXIV Международной олимпиаде школьников   в Республике Саха.

Команда школы ФМН г. Астаны заняла VII место в творческой категории, школы г. Талдыкорган в  номинации «Creativity Award» на международных соревнованиях  по робототехнике в  Индии.

Команда школы ФМН г. Алматы  заняла в двух номинациях 1 и 2 место   на ІХ Всероссийском робототехническом фестивале в г. Москве.

Сборная команда Интеллектуальных школ г. Алматы заняла 8-е место среди 163 стран–участниц на международных соревнованиях по робототехнике  в г. Вашингтоне.

Буквально на днях мировые СМИ облетела фотография генерального директора Google Сундара Пичаи с Диярой Бейсенбековой и Аружан Кошкаровой – ученицами  Интеллектуальной школы физико-математического направления города Алматы — победительницами конкурса Technovation Challenge в Сан-Франциско.

Их встреча с известным предпринимателем и разработчиком стала главной новостью зарубежных и казахстанских СМИ.

Эту победу можно смело отнести к одной из самых ярких нашей креативной и прогрессивной молодежи.

В предверии Нового учебного года позвольте выразить огромную благодарность всем сотрудникам  Интеллектуальных школ за высокие результаты наших детей в учебе, в предметных олимпиадах и соревнованиях.

Еще одним показателем устойчивого развития нашей организации является международная аккредитация школ.

Уже 5 Интеллектуальных школ присоединились к мировому сообществу аккредитованных школ. Эксперты впечатлены работой школ по четкой миссии и видению, обеспечению качественного обучения и благополучия учащихся,  воспитанию  граждан — патриотов страны и активных граждан мира с устойчивыми общечеловеческими ценностями, готовых  работать в разнообразном сообществе.

В этом учебном году еще 8 школ пройдут международную аккредитацию и в 2019 году в соответствии с поручением Главы    Государства мы завершим этот процесс.

Мы создали систему профессионального развития и служебной оценки учителей, которые претерпели изменения несколько раз. Сейчас в аттестации основной акцент сделан на урок, его качество и результативность. В прошедшей аттестации  участвовали 889 педагогических работников. Из них 86,4% были успешно аттестованы на заявленные уровни педагогического мастерства.

Главными задачами профессионального развития и оценки  являются повышение качества образовательного процесса. Поэтому курсы будут направлены на повышение уровня владения учителями предметными знаниями и навыками,  технологиями обучения в соответствии с особенностями современности.

Предлагаю подумать об организации Каникулярных школ для учителей на базе наших Центров для разработки поурочных планов, заданий, тестов, которые можно использовать в работе.  Было бы интересно организовать серию уроков, которые бы в школах провели разработчики программ, учебных планов, оценивания, учебников.

Нами разработан четкий механизм повышения языковых компетенций учителей и мы будем добиваться его реализации. Уже 7 учителей являются сертифицированными тренерами  ТКТ, 19 — успешно сдали международный экзамен CELTA, 3 педагога получили квалификацию DELTA. Еще 3 учителя завершают обучение на курсе DELTA и 7 – на курсе CELTA.

Продолжается работа по повышению языковых компетенций учителей, преподающих предметы на английском языке: курсы  по  CLIL прошли 32 учителя,  завершают обучение на онлайн курсе английского языка 100 учителей профильных предметов с обязательной сдачей IELTS по завершению обучения.  80 человек прошли обучение по разработанной Университетом Карнеги Мелон программе на базе Международного университета информационных технологий.  15 человек освоили методики преподавания интегрированных предметов (физика, химия, биология) и провели цикл уроков для английских школьников в Лондоне.  Потенциал этих учителей необходимо использовать внутри для переноса центра тяжести в профессиональном развитии педагогов на школу.

Хочу обратить внимание на вопросы, связанные с этикой  учителя, вовлеченность каждого педагога в активную жизнь школы, приобщенность ко всем делам  и событиям в школе и стране, ответственность каждого учителя за все, что происходит в коллективе. Следует обратить внимание на позитивное отношение учителей к жизни и тесную  связь с родителями.

Необходимо расширять коммуникации между Интеллектуальными школами. В каждой школе уже сложились свои традиции, есть интересный опыт и наработки. Предлагаю организовать обмен учителями и заместителями директоров для распространения инновационных идей в сети Интеллектуальных школ.

По поручению Главы Государства Интеллектуальные школы определены  методическими центрами по обновлению содержания образования и повышению квалификации учителей.

Для методической поддержки учителей разработано  свыше 6000 уроков на казахском и русском языках и около 200 рекомендаций по оцениванию.  Разработано более 100 видеороликов. Системно-методический комплекс содержит более 22 тысячи дидактических материалов.

Для преподавания предметов по обновленным программам  прошли курсы повышения квалификации более 80 тыс. педагогов, из них в летний период этого года – более 60 тыс. учителей-предметников.

В преддверие нового учебного года на базе наших школ проведены 1767 мастер-классов для свыше 20 тысяч учителей регионов по обновлению содержания образования. Организовано 37 зон скачивания УМК.

Интеллектуальные школы, став методическими центрами, практически не в состоянии охватить поддержкой все 7 тысяч школ. Поэтому необходимо организовать работу по наращиванию собственного потенциала каждой общеобразовательной школы. На первом этапе предлагается объединение возможностей нескольких школ в регионе, подготовку для них тренеров по технологиям и методикам преподавания и оцениванию. Организовать совместную работу с методическими кабинетами и Орлеу.

Необходимо шире привлекать учителей общеобразовательных школ для разработки материалов СМК, а нашим специалистам- обеспечить высокое качество модерации. Надо изучить потребности общеобразовательных школ в профессиональном развитии и внедрять он-лайн обучение по запросу.

Интеллектуальные школы могут помочь органам управления образованием в создании региональных профессиональных сообществ учителей для методического сопровождения обновления.

Мы инициировали в МОН РК приказ об утверждении директоров Интеллектуальных школ руководителями  методических центров, рекомендовали областным управлениям образованием внести  в функциональные обязанности одного из замов координацию сотрудничества с Интеллектуальными школами. Мы рассматриваем вопрос выделения методиста в  нашей школе для  поддержки внедрения обновления содержания образования в своем регионе совместно с замами по профильно — экспериментальной работе.

Новый учебный год мы начинаем в дни проведения ЭКСПО.  На выставке представлены новые идеи, современные технологии, ресурсы будущего. Для того, чтобы в будущих Международных выставках мы увидели работы наших выпускников, нам надо приложить все усилия для обеспечения  качественного образования уже сегодня.