XI Международная научно-практическая конференция
Инноваторы в образовании
Приглашенные спикеры
Сергей Косарецкий
Директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Российская Федерация
Сергей Косарецкий кандидат психологических наук. Автор более 100 научных публикаций, участвует и руководит многими исследовательских проектами в области образования. Участвует в экспертной деятельности: — Совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации; — Межведомственного координационного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей; — Совета по соблюдению прав и социальной защите педагогических и научных работников при Комитете Государственной Думы по образованию и науке. Его научные интересы находятся в области: социологии образования, доказательной образовательной политики, региональной образовательной политике, образовательном неравенстве.
XI NIS Международная конференция Учителя, меняющие мир школы
24-25 октября 2019 г.
«За Стеной»: возможности и риски дополнительного образования для развития человеческого капитала
Во всем мире растет признание важности дополнительного образования в решении задач социализации, профилактики асоциального поведения, формировании навыков 21 века, идентичности. Исследования обнаруживают разнообразные эффекты участи в программах дополнительного образования для интеллектуального и личностного развития, благополучия детей, социальной устойчивости сообществ. В условиях возрастающей динамики технологических и культурных изменений, дополнительное образование (для которого в большинстве стран отсутствует централизованное регулирование и стандарты), демонстрирует открытость инновациям, лучшую сравнительно с основным образованием способность к обновлению содержания, учету индивидуальных запросов. Однако не следует упускать из виду вероятные риски. В первую очередь, это риск роста образовательного неравенства. Исследования обнаруживают, что различия в возрасте вовлечения, масштабе и длительности участия детей в программах дополнительного образования, качестве этих программ, связанные с разницей в культурном капитале и доходах их семей. Характерная для дополнительного образования добровольность участия, опора на свободный выбор и инициативу семей (детей) обусловливает сравнительно большую, чем в дошкольном и общем образовании роль семейного бэкграунда. Как следствие, разрыв в уровне академических результатов основного общего образования, может усугубляться и дополняться разрывом в развитии способностей и социально-эмоциональных навыков. Отсутствие стандартов и регуляторов качества дополнительного образования также влечет риски: начиная от неэффективного использования важнейшего ресурса – свободного времени ребенка, до вреда для психологического благополучия ребенка от программ низкого качества. В этой ситуации возрастает значимость формирования основанных на данных исследований политик национального и местного уровня, обеспечивающих максимизацию эффектов и демпфирование рисков дополнительного образования.